Этикет делового общения: правила, которые необходимо знать
Многие люди наивно полагают, что этикет неоправданно усложняет жизнь. В действительности же стандарты поведения как раз делают межличностные отношения более простыми и прозрачными.
Эта статья познакомит вас с основными законами вежливости, актуальными для мира бизнеса. Здесь приведены такие азы, которые должны быть хорошо знакомы любому деловому человеку — от менеджера низшего звена до генерального директора.
Постижение основ делового этикета начинается не с зазубривания тех или иных правил, а с понимания ряда принципов. Необходимо четко уяснить для себя три фундаментальных закона:
- надо давать обещания обдуманно и выполнять обещанное (не опаздывайте туда, куда обещали прибыть к заранее оговоренному сроку, не затягивайте проекты и контракты, исполняйте обязательства по подписанным договорам);
- следует быть сдержанным и тщательно взвешивать каждое высказывание, содержащее личную и корпоративную информацию (это касается и информации о людях и фирмах, с которыми вы не связаны напрямую);
- нужно ограничивать собственное стремление к демонстративному самовыражению (откажитесь от вызывающей одежды, чересчур вольного стиля речи, панибратства).
Запомнили? А теперь можно поговорить и о более конкретных требованиях.
Деловой дресс-код
Золотой стандарт одежды — костюм в серых, коричневых, синих тонах. В не слишком официальных обстоятельствах вполне уместен практичный стиль casual — джинсы с джемпером, юбка с однотонной футболкой и т.п.
Главное — не надевать ничего подчеркнуто спортивного или слишком броского.
Важно контролировать сочетаемость предметов одежды.
Женщинам не стоит ярко краситься и увешивать себя дорогими драгоценностями. Норма — обручальное кольцо, строгие серьги и цепочка.
Процедура делового знакомства
Если вам нужно обратиться к незнакомцу, сначала представьтесь и только потом задайте вопрос. Когда люди взаимно заинтересованы в знакомстве, первым называет свое имя мужчина, второй — женщина (правда, нужно учитывать возраст — совсем юная девушка при встрече с пожилым человеком, обремененным высокой должностью и годящимся ей в отцы, называет себя первой).
Мужчина может подать руку другому мужчине (старший — младшему, но не наоборот). Женщине подавать руку не принято, но, если она проявляет инициативу сама, рукопожатие становится обязательным.
Во время знакомства полагается смотреть друг другу в лицо и улыбаться. Всегда уместны общие фразы вроде «очень приятно».
С теми людьми, которые когда-либо были вам представлены, следует здороваться в дальнейшем вне зависимости от того, насколько тесным окажется контакт между вами.
Общение по телефону и через электронную почту
Всегда начинайте разговор с:
- вежливого поименного приветствия («Добрый день, Александр Васильевич», «Елена, здравствуйте!» и т.п.);
- вопроса «Удобно ли вам сейчас говорить?»;
- сообщения о том, кто именно беспокоит собеседника (называйте свое имя даже если предполагаете, что ваш номер высветится на экране мобильного);
- указания цели обращения.
Старайтесь звонить только в гарантированно рабочее время — с 9 утра до полудня или с 14 часов до 17-ти. В противном случае непременно принесите свои извинения.
Электронные письма во многом подобны телефонному разговору. Существенных отличий два:
- имя и должность обратившегося указывается в конце письма («С уважением, руководитель рекламного отдела Андрей Нефедов»);
- в завершение текста требуется приводить контактные данные для обратной связи.
Оформляя письмо, всегда внятно указывайте его тему. Если корреспонденция подчеркнуто деловая, пишите «Вы» (с большой буквы).
Напоследок — элементарный, но безотказно действующий совет. Не знаете, как вести себя в какой-либо ситуации? Подумайте, что нужно сделать, чтобы не смутить окружающих и не стеснить их. Как говорится, вежлив не тот, кто не пролил соус на скатерть, а тот, кто не заметил соуса, пролитого на скатерть соседом.