Как стать лидером на работе: секреты успеха
Официально назначенный руководитель и фактический лидер команды — это далеко не всегда один и тот же человек.
Для того, чтобы сплотить коллег вокруг себя, нужно иметь не столько солидную должность, сколько определенные черты характера.
Можно ли развить их сознательно? Конечно. Характер — закономерное следствие привычек, а любые привычки — результат конкретных поступков.
Поведение, которое позволит вам стать лидером
Итак, ваша цель — сделаться уважаемой, вызывающей доверие и харизматичной фигурой в кругу сослуживцев.
Давайте разберемся по порядку с каждым из этих ключевых качеств.
Как добиться уважения и доверия?
В деловых отношениях наиболее высокий негласный статус имеют люди, с которыми удобно трудиться рука об руку. Вы обязаны выполнять все возложенные на ваши плечи обязанности «на отлично», причем не как пассивный робот, а как инициативный специалист.
Каждую задачу вам следует рассматривать как элемент общего процесса, оценивать с точки зрения целесообразности. Не бойтесь вслух говорить о сомнительности проектов, которые действительно могут повредить интересам общего дела. Однако, проявляя инициативу, старайтесь никого не оскорбить.
Возвышение за счет принижения напарника — очень ненадежный путь к успеху.
Если мечтаете об авторитете, всегда будьте прямы, честны и пунктуальным.
Сохранить хорошую репутацию не так уж сложно. Вот простые секреты:
- живите по режиму (требование особенно касается утреннего подъема и вечернего отбоя);
- как можно реже давайте обещания (или используйте формулировки «постараюсь», «буду иметь в виду» и т.п.);
- уклоняйтесь от кулуарных обсуждений поступков своих коллег;
- не выносите сор из избы — остерегайтесь говорить на работе о домашних хлопотах и конфликтах;
- в разговорах обращайтесь ко всем людям по имени (или по имени отчеству), а не просто на «вы»;
- ведите календарь событий, который позволит вам не упускать из внимания дни рождения коллег, важные для фирмы даты;
- беседуя, слушайте, а не продумывайте в уме очередную собственную реплику;
- чаще интересуйтесь проблемами коллег, помогайте им выпутываться из сложных ситуаций;
- легко берите ответственность на себя.
Как развить лидерскую харизму?
Из скучных зануд лидеры не получаются. Чаще улыбайтесь, охотнее общайтесь.
Не удается сравниться в обаянии с главным весельчаком коллектива? А вы и не пытайтесь потеснить его. Лучше попробуйте вовлекать в общение тех членов команды, которые по характеру более закрытые и стеснительные. Такие люди умеют быть благодарными. Обратите внимание — основная часть коллектива — не активисты, а именно серые мышки (либо люди, которые кажутся ими вплоть до близкого знакомства).
Чтобы прослыть оптимистом, возьмите за правило никогда не облегчать душу на публике. Переживания, тревоги, страхи нужно изливать в дневник наедине с самим собой. Некоторые психологи рекомендуют избавляться от негативных эмоций, набирая каждое утро перед работой три страницы потока сознания. Попробуйте выделить десять минут после завтрака и освобождаться от всего неприятного, набивая текст без редактуры.
Берите на себя нелегкую роль посредника между группами, которые формируются в коллективе естественным образом. Пригласите на чашку чая в перерыве кого-то из соседнего кабинета. Организуйте пару-тройку мероприятий, сближающих участников — например, небольшой турпоход, совместный тренинг.
Чтобы устроить что-то увлекательное, отнюдь необязательно быть прирожденным массовиком-затейником. В Интернете полно сценариев и шуток, которые можно использовать. Поначалу вам нужно будет тщательно (вплоть до домашних репетиций) готовиться к тому, чтобы удерживать внимание окружающих, но со временем процесс перестанет требовать столь существенных усилий.
Дабы подбодрить себя, возьмите за правило хорошо одеваться. Стильная одежда непременно придаст вам уверенности в себе.