Как вести себя на собеседовании — рекомендации
Чтобы произвести хорошее впечатление, вы должны понимать, чего от вас ожидают.
Ниже мы даем несколько советов, применимых к любому случаю, а затем рассказываем об адекватном поведении на собеседованиях разного типа.
Как говорится, предупрежден — значит, вооружен.
Универсальные советы соискателю
У каждой компании есть своя корпоративная культура. Постарайтесь заранее получить представление о ней и настроиться на нужный лад. В одних фирмах целесообразно демонстрировать коммуникабельность и обаяние, в других — серьезность и вдумчивость.
Помните, что при оценке стиля общения, принятого в организации за традиционный, вы рискуете ошибиться. Играйте ту роль, которую считаете оптимальной, но не переигрывайте. Коммуникабельность нельзя доводить до фамильярности, а вдумчивость — до занудства.
Общайтесь, избегая подобострастия и угодничества. Покажите, что вы — достойный кандидат, а не бедолага, который готов ползать на коленях ради получения места.
Пользуйтесь такими инструментами, которые срабатывают при межличностном общении вне зависимости от контекста. Всегда полезно расположить к себе рекрутера посредством приветливой улыбки, не слишком зажатой позы, сопровождения рассказа жестами, которые демонстрируют открытые ладони.
Не нужно стремиться показаться идеальным и перекрывать вопросы о недостатках перечислением бесчисленных достоинств. Все мы знаем, что совершенства в мире не существует. Признавая минусы, полезно упоминать, что вы стараетесь исправиться, предпринимаете для этого конкретные шаги.
Как себя вести, если…
Собеседования бывают четырех типов:
- биографическое;
- критериальное;
- ситуационное;
- стрессовое.
При проведении наиболее простого — биографического — интервью рекрутер не стремится ставить соискателя в неловкие ситуации, вопросы чаще всего не имеют «второго дна». Отвечайте уверенно, ровным голосом. Говорите только о том, о чем вас спрашивают — не нужно пытаться подтянуть к вашему ответу на конкретный вопрос все козыри, которые вам хочется поскорее выложить (шанс рассказать то, о чем вас не спросили, лучше использовать в финале беседы). Опасайтесь чрезмерных откровений — перед вами рекрутер, а не священник.
В ходе критериального или ситуационного собеседования (когда предлагается подключить воображение и рассказать об алгоритмах решения тех или иных задач) нужно говорить, не затягивая время.
Не допускайте никаких «ой, я не знаю даже»… Незнание — еще не самое плохое, самое плохое — растерянность. Затрудняясь в ответе, без уверток скажите, что вы не сталкивались с указанной ситуации на практике и в реальной жизни обратились бы за консультацией к кому-то более компетентному (если не к человеку, то к справочной литературе или авторитетному сайту).
Самый тяжелый случай — стрессовое интервью. В ходе него кадровый работник будет целенаправленно стараться вывести вас из себя. Готовьтесь к тому, что вопросы могут звучать грубо и даже содержать нецензурную лексику. На демонстративный мат можно ответить спокойным матом.
В некоторых компаниях прямо на собеседовании вам предложат выполнить какое-то поручение «не по чину» — например, прямо в деловом костюме вымыть пол в офисе.
Что делать впри таком раскладе? Обычно самый верный выбор — как ни в чем ни бывало закатывать рукава и вооружаться тряпкой. При этом не стоит делать несчастное лицо — наоборот, попробуйте улыбнуться и обернуть все в шутку.
Если вы покажете, что смущены и деморализованы, сразу считайте экзамен проваленным.